«Что такое спонтанное поведение? Это когда я делаю то, что мне хочется делать в данный момент. И ничего другого. Соответственно-единственное, чему нужно учиться всерьез – позволять себе быть спонтанным.

Что нас очаровывает в маленьких детях? Это именно спонтанность их поведения, абсолютная искренность в любом проявлении. А когда мы становимся взрослыми, то уже сознательно приходим к тому, что только спонтанное поведение есть поведение, утверждающее собственную самоценность, самореализацию в полном объеме.

Посмотрите на себя изнутри и снаружи. Кто из вас свободен сейчас? Спонтанен? Что за страх? И откуда он взялся? Этим страхом вы обязаны родителям, потому что именно родители объясняли как хорошо себя вести, как нехорошо. Они наказывали и поощряли. Потом то же самое происходило в детсадике, в школе и так далее. И каждый из нас знает, подозревает, что вообще-то он не такой, как надо. А раз я не совсем такой как надо, значит я должен за собой следить.

А что такое следить за собой? Это значит выделить в себе надзирателя, контролера, который всё время будет следить как я себя виду, как сижу, жестикулирую, двигаюсь и так далее. Когда тут заниматься кем-нибудь еще, кроме себя?

А осознали ли мы, что бОльшая часть запретов давно устарела и относилась к ребенку, а не к нам нынешним? Осознали ли мы, что большинству людей безразлично как мы ведем себя на самом деле? В действительности все заняты собой и своими страхами. Если мы это осознаем, то поймем, что не можем захотеть ничего такого сверхъестественного, чего не захотел бы кто-нибудь другой.

Можно быть спонтанным и никакого наказания не последует. У нас большая проблема, потому что мы знаем как надо себя вести. Нам сразу хочется сделать свободному человеку замечание. Ведь мы тоже так хотим, но боимся. Поэтому он, спонтанный, для нас хулиган, невоспитанный. Мы скручиваем себя, подавляем свою эмоционально-чувственную сферу и в обществе неуклонно повышается уровень невротизации. Чем бОльшая часть нашей жизни подчинена всяким конвенциям, тем сильнее мы будем контролировать свое поведение, тем больше будет уходить энергии на этот контроль, потому что иначе могут и наказать. Человек перестает верить своим эмоциям, даже придя домой, не может освободиться от самоконтроля, не может быть спонтанным.

Почему нельзя смеяться на улице? Все знают, что это неприлично. Кому опасен смех на улице? Что рухнет от этого? Что, это нарушит правила дорожного движения, создаст аварийную ситуацию? Нет. Но все знают: смех-это непорядок. Все потому, что мы постоянно находимся под контролем рассудка.

Оскудение эмоционально-чувственной сферы – это причина невротизации. Проявление этого оскудения- в снижении спонтанности поведения. Но снижение спонтанности ведет к тому, что человек все меньше и меньше осознает свою самоценность. Самоценность самого факта жизни.

Чтобы доказать самому себе свою ценность, функциональную и социальную, человек судорожно начинает хвататься за внешние признаки: социальный статус, престиж, имидж, упаковку. Одним повезло, у них очень дорогая упаковка, другим – нет. Но ведь человек-то живет, а значит, ценен.

Социально-психологический мир — это плоть, это дыхание, он обуславливает мельчайшие детали поведения, думания, мечтания. Как только человек становится спонтанным (то есть действует без внутренней цензуры, доверяя себе), а спонтанность- это единственное живое состояние человеческого существа, момент полной самореализации – он тут же обнажает весь свой социально-психологический слой.

 

В жиз­ни лю­дей су­ще­ст­ву­ет сис­те­ма бо­лее или ме­нее замк­ну­тых пси­хо­ло­ги­че­ских ми­ров, внут­ри ко­то­рых че­ло­век жи­вет, как пра­ви­ло, всю свою жизнь. В них он чер­па­ет ос­но­ва­ние для ут­вер­жде­ния свое­о­быч­но­сти, сво­ей са­мо­цен­но­сти.

Со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский мир ро­ж­да­ет­ся по­сте­пен­но. Сна­ча­ла это круг се­мьи. По­том — круг зна­ко­мых се­мьи. За­тем — под­соз­на­тель­ный от­бор близ­ких зна­комств.

Это почва, на которой вырос человек, он связан с ней корнями. Он сам есть этот мир. И надо заниматься познанием своего социально-психологического мира, в котором ты реально живешь, реально закреплен. Не познав себя в этом качестве — ни о каком дальнейшем самопознании говорить не стоит.

Социально-психологический мир – это то, в чем человек живет психологически и в большинстве случаев просто не осознает этого. Как правило, человек всегда уверен, что так или почти так, как он, живут все. И любое резкое отклонение от этого уже ненормальность.

Каждый человек принадлежит к определенному социально-психологическому миру с определенной системой критериев, с определенным взглядом на человека и жизнь человеческую. На то, что можно/недопустимо. Со своей иерархией ценностей, со своей системой реакций на поведение другого человека и так далее.

Социально-психологический мир — это тело личности. Когда люди вступают во взаимодействие, каждый отстаивает свой мир, покушение на который воспринимается как покушение на самого человека. Если человека изъять из его привычного окружения и поместить в ситуацию, в которой у него нет ни одного контакта из такого же социально психологического мира, он в поведении адаптируется, но внутренне не покинет свой мир.

Покинуть свой мир — значит отказаться от себя.

Нет ничего другого, к чему человек был бы столь прочно прикреплен, как к своему социально-психологическому миру.

Когда нормы одного социально-психологического мира навязываются людям, принадлежащим другим мирам-происходит насилие.

Страшнее всего, когда ни один, ни другой не третий не понимает причины происхождения конфликта, и тогда начинается погром. Потому что идет неадекватная трактовка самого ощущения насилия.

В современной жизни люди перемешаны между собой — на работе, компании, группе обучения, из разных социально-психологических миров. Мужья и жены, которые полюбили друг друга и решили быть вместе, но они из разных миров и это колоссальная проблема: преодоление отчуждения.

Возможна ли совместная жизнь, вернее смогут ли они построить третий мир, стать родоначальниками нового социально-психологического мира, где будут патриархами, прародителями? Простым совмещением создать нечто новое не получится. Каждый из супругов должен выйти за пределы своего мира и построить из этого материала третий мир или найти этот новый общий мир. Иначе будет непрерывная борьба.

Или путем рациональным, или путем переживания, надо напоминать себе о социально-психологических мирах и начать смотреть на людей и на человеческую жизнь с этой позиции. Начать замечать, научиться видеть эти миры, признавать их право на существование. Научиться вступать с ними в диалог, даже если они совсем не похожи на ваш мир.

Подсознательно мы уверены, что в принципе все одинаково любят, ненавидят, ссорятся, лгут и так далее. Но в том то и дело, что нет. Все по-разному, в зависимости к какому социально-психологическому миру принадлежат. Но везде есть и дружба, и доброта, и кодекс чести и т.д.

Социально-психологические миры не совместимы не потому что они по-разному относятся к культуре, а потому что у них разная иерархия культурологических ценностей. В мире одного – это святыня, а в мире другого-ничто. Кто прав? Оба. В этом нет сознательности.

В отсутствие понимания, умения осознавать социально-психологический мир как составляющую человеческой целостности, коренится одна из самых распостраненных форм паталогических отношений. Происходит разделенность «себя для своих» и «себя для чужих», что не позволяет человеку в стремлении добиться целостности своего внутреннего мира вне своего социально-психологического мира. Таким образом, в жертву приносится то, что для всех является самым первостепенным – целостность человека.

Получается, что целостность человека реализуется только внутри его социально-психологического мира.

Жизнь человеческая не есть нечто одинаковое для всех, это ткань жизни содержит в себе совершенно разные, удивительные разные моменты. Зная о многообразии социально-психологических миров, о том, что социально-психологический мир есть неотъемлемая часть личности, сущностная часть, мы сможем понять парадоксы духовного взгляда на мир, на людей, на человеческие отношения. И, может быть ощутить вкус такого социально-психологического мира, в котором эти противоречия не уничтожают индивидуальности – тот мир Бога или мир Любви, в котором две вещи – есть одна вещь, в то же время оставаясь двумя вещами. Это знаменитый факт мира Любви.

Это требует очень большого внимания, осознавания и неподдельного интереса к другим способам жизни. И признания права на существование любого способа жизни. Но признать право на существование любого образа жизни – значит открыть реальный путь к заповеди Христова «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» или «Любите врагов ваших».

Или путем рациональным, или путем переживания надо напоминать себе о социально-психологических мирах и начать смотреть на людей и человеческую жизнь с этой позиции. Начать замечать, научиться видеть эти социально-психологические миры, признавать их право на существование. Научиться вступать с ними в диалог, даже если они не очень похожи на ваш мир». (Источник : И.Н. Калинаускас. «Путь в Себя»)

«Жизнь должна быть путешествием до могилы не с намерением прибыть в сохранности и красивом, хорошо сохранившемся теле, а скорее въехать с заносом, в клубах дыма, полностью вымотанным и изношенным, громко провозглашая ­– «Вот это поездка!» (Хантер Томпсон).

Резюмируя, получается, что для жизни в Любви, Радости, Спонтанности, Свободе, Счастье, Благодарности, Гармонии,  Вере, важно отслеживать и принимать свой социально-психологический слой, понимать, что он заложен как структура человека и тогда есть возможность менять его, трансформировать, не жить в заложенных реакциях и паттернах и самому строить свою жизнь.

Марианна Михайлова